10 мест для поиска конкурентов
Статья опубликована 16 августа 2019
В статье про быстрый анализ конкурентов мы приводили места для их поиска на примере B2C. Представители сегмента B2B возмутились, что им искать сложнее. Так что ловите нашу подборку мест, где можно поискать своих конкурентов для анализа в любом сегменте.
1. Поисковые системы
Это один из наиболее очевидных, но от этого не менее эффективных, способов поиска конкурентов. Поищите в Google и Яндекс упоминания конкурентов по вашим основным ключевым запросам. Попутно отметьте себе те места, которые оказались не сайтами компаний, а их упоминаниями из отзовиков, агрегаторов, СМИ и т.д. Они могут пригодиться и в пунктах ниже.
2. Каталоги компаний
Мы уже говорили о поиске в Google Maps, Яндекс.Справочнике и 2gis. Но не нужно ограничиваться только этими каталогами. Сюда могут попадать вообще все возможные каталоги компаний. Обычно в них активно публикуются молодые компании ради обратных ссылок на сайт. Вот небольшая подборка:
- https://www.google.com/maps
- http://2gis.ru
- https://yandex.ru/maps/
- http://www.yell.ru
- https://www.yp.ru/
- http://www.regtorg.ru/
- https://flamp.ru
- https://Списокфирм.рф/
Для B2B сегмента особенно интересными могут быть сайты по поиску сотрудников, смотрите вакансии характерные для вашей отрасли.
Можно поискать и на LinkedIn, хотя он заблокирован в России, ряд компаний, особенно работающих и на заграничный рынок, им пользуются.
3. Товарные агрегаторы
Наверное, самый известный каталог в этой категории это Яндекс.Маркет. Но есть и другие, например price.ru, pulscen.ru.
4. Отраслевые ассоциации
В некоторых отраслях, особенно в сегменте b2b организации практически не продвигаются в интернете, и могут не обнаруживаться поиском в первых трех категориях. В этом случае стоит поискать конкурентов в различных ассоциациях отрасли.
5. Рейтинги компаний
Еще одной зоной поиска конкурентов, правда в основном крупных, являются всевозможные рейтинги и списки.
В зависимости от ниши можно посмотреть данные кредитных рейтинговых агентств (Эксперт РА, Национальное рейтинговое агентство, AK&M), рейтинги бизнес-изданий Forbes, РБК, отраслевые рейтинги. Также стоит обратить внимание на региональные рейтинги, в них иногда попадают успешные игроки регионального значения, про которых не слышно на федеральном уровне.
6. Выставки и конференции
Активные предприятия зачастую участвуют в отраслевых конференциях. Посмотрите список участников конференций.
Помимо федеральных и региональных полезно смотреть и российских участников заграничных конференций. Некоторые предприятия сегмента b2b активно учавствуют и в них.
7. Отраслевые исследования
Отраслевые исследования это вид маркетингового исследования, которое осуществляется строго в рамках какой-либо отрасли. Ряд агентств выкладывает свои исследования в открытый доступ, у других доступ платный.
8. Публикации на порталах и блог-платформах
При поиске в Яндекс и Гугл уже могли попадаться издания, которые пишут о конкурентах (не зря мы их отмечали). Теперь нужно более внимательно поискать в таких изданиях и изданиях близкой тематики упоминания конкурентов. Сейчас компании для пиара ведут и собственные блоги на таких платформах как vc.ru, habr.ru, spark.ru. И конечно, смотрите нативную рекламу у лидеров мнений для вашей отрасли.
9. От клиентов
Это с одной стороны самый простой вариант, а с другой далеко не всем очевидный. Иногда клиенты могут открыть вам глаза на те альтернативы вашему продукту, про которые вы не думали. Возможно ваши главные конкуренты в глазах клиентов, вообще не относятся к вашей нише, а находятся в зоне альтернативных предложений.
10. Порталы проверки контрагентов
Наиболее полную базу можно собрать по кодам ОКВЭД на порталах проверки контрагентов. Главным минусом данного варианта является необходимость искать по всем возможным вариантам кодов ОКВЭД по этому виду деятельности (иногда одни и те же услуги оказываются под разными кодами). Плюс в список попадет огромное количество компаний, которые не ведут свою деятельность и сдают нулевую отчетность. Плюсом этого варианта будет то, что попадут даже небольшие предприятия, которые часто упускаются в предыдущих вариантах. Поэтому для некоторых сфер деятельности, этот вариант может оказаться самым удобным, при условии простого отсева собранных компаний по прибыли.
Ну и в заключение, в результате подобного поиска в некоторых нишах может получиться внушительный список. Если вы планируете анализировать конкурентов вручную, отберите из списка компании, находящиеся в разной позиции на рынке: лидеры, догоняющие, выбравшие нишевание. Тогда анализ примерно 30 компаний даст достаточно полную картину, поскольку остальные компании почти не дополняют собранных данных. В случае если вы используете competitive intelligence сервисы (инструменты конкурентного анализа), вы можете себя не ограничивать и учитывать намного больше информации.